Вооруженные силы. История и процесс реформирования.

2017-01-09 14:19:36

НЕЗАВИСИМОСТЬ РОДИНЫ – ВЫСШЕЕ БЛАГО

С 31 августа 1991 года в истории Узбекистана начался новый период. В этот день, ставшим крайне важный в судьбе страны, на внеочередной 6 сессии 12 созыва Верховного Совета было принято постановление “Об объявлении государственной независимости Республики Узбекистан”, было выдвинуто соответствующее заявление и утвержден Закон “Об основах государственной независимости Республики Узбекистан”. Страна законно закрепила свои политические, экономические и международные права, и стала полноправным членом международного сообщества. 

Вопрос защиты основ национальной независимости был рассмотрен в качестве одного из главных в заявлении “О государственной независимости Республики Узбекистан”, принятом на внеочередной 12 сессии Верховного Совета Республики Узбекистан. Было заявлено, что “В целях защиты независимости, территориальной целостности государства, конституционных прав и свобод граждан будут образованы Министерство по делам обороны Республики Узбекистан и Национальная гвардия.  

Расположенные на территории Узбекистана подразделения Министерства внутренних дел СССР, Государственного комитета безопасности СССР, а также Внутренние войска будут взяты под юрисдикцию Республики Узбекистан”. В правовом отношении это было закреплено статьей 6 Закона “Об основах государственной независимости Республики Узбекистан” о том, что “Республика Узбекистан вправе образовать Министерство по делам обороны, организовать Национальную гвардию и невоенную (альтернативную) службу”. На практике это дало право молодой республике осуществлять собственную военную политику. Данные документы стали правовой основой для формирования в Республике Узбекистан своих Вооруженных Сил. 

СОЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В рамках выполнения Закона “Об основах государственной независимости Республики Узбекистан” в соответствие с Указом Президента Республики Узбекистан от 6 сентября 1991 года было образовано Министерство по делам обороны, определены его штатная структура и полномочия. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 сентября 1991 года министр по делам обороны был назначен одновременно и командующим Национальной гвардии.

На основе Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 октября 1991 года были утверждены правовой статус, структура и Положение о Министерстве по делам обороны. Министерство было образовано на базе местных органов военного управления, штаба гражданской обороны и специального управления службы вне рядах армии. Затем на базе органов управления Туркестанского военного округа было образованы Главный штаб и управление Министерства по делам обороны, а также его подразделения на местах.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 14 января 1992 года на правовой основе было объявлено о том, что Республика Узбекистан сформировала собственные Вооруженные Силы. Следующей задачей стало создание и применение на практике правовых основ их деятельности, формирование национальной армии в соответствии с новой обшественно-политической обстановкой и историческими целями.

ОБРАЗОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

В соответствии с Законом “Об основах государственной независимости Республики Узбекистан” от 31 августа 1991 года и Соглашения о Вооруженных Силах и пограничных войсках, составленного Советом глав государств – членов Содружества Независимых Государств, образованного 30 декабря 1991 года в городе Минске, с учетом прекращения денежного обеспечения общих войск структурами бывшего союза, 14 января 1992 года Верховный Совет Республики Узбекистан принял постановление о переходе находившихся на территории республики воинских частей, соединений, объединений, военных училищ, учреждений, организаций, других военных структур бывшего СССР под юрисдикцию Республики Узбекистан. 

С 1992 года начался процесс совершенствования штатных структур находящихся на территории республики военных училищ. Ташкентское высшее общевойсковое командное училище, Чирчикское высшее танковое командное училище , Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище стали многопрофильными учебными заведениями.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ

Национальная гвардия была создана Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 января 1992 года и являлась составной частью Вооруженных Сил Республики Узбекистан. Она была образована на базе воинской части министерства внутренних дел бывшего Союза расположенной на территории Узбекистана. 

Главная задача Национальной гвардии – охрана государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан, а также защита конституционных прав и свобод граждан. Личный состав гвардии был сформирован на основе смешанного - обязательного и добровольного призыва граждан на военную службу. На гвардию было возложено несколько особых задач, в частности, охрана высших органов государственной власти, участие в обеспечении общественного порядка, встреча и проводы зарубежных официальных лиц, участие в государственных торжественных церемониях. В этих целях в составе гвардии была образована рота почетного караула. 

ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА

Следует особо отметить, что с первых дней независимости руководство страны, а также лично Президент Ислам Каримов уделили особое внимание формированию Пограничных войск. Летопись формирования пограничных войск Республики Узбекистан началась с 1992 года. Образование независимых государств в результате распада бывшего Союза, активизация конфликтов межнационального, этнического и религиозного характера ускорили процесс образования Пограничных войск. Главной задачей пограничных войск была определена надежная защита границ молодого суверенного государства, обеспечение его национальной безопасности. 24 марта 1992 года Указом Президента Республики Узбекистан при службе Национальной безопасности Республики Узбекистан было организовано Управление пограничных войск. 

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА 

Роль мобильных войск в ведение боевых действий была актуальна всегда. Десантные войска Вооруженных Сил Республики Узбекистан – это хорошо подготовленные подразделение и части нашей армии, оснащенные современными боевыми машинами и бронетехникой, артиллерийскими самоходными установками, ствольной и реактивной артиллерией, мощным противотанковым и зенитным вооружением, специальным десантным автоматическим стрелковым вооружением, современной аппаратурой связи и управления. Их основной задачей является ведение самостоятельных боевых действий после десантирования с помощью воздушно-транспортной авиации. 

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Военно-воздушные силы являются одним из наиболее высоко маневренных видов Вооруженных Сил. Они предназначены для авиационной поддержки сухопутных войск, десантирования различных видов десанта, транспортирования материальных средств, ведения воздушной разведки, влияния на ход и исход крупных операций, надежной защиты воздушных границ республики. На военно-воздушные силы возложена задача уничтожения воздушных целей и сухопутных войск противника, нанесения ударов по его системе государственного и военного управления, фронтовым и военно-экономическим объектам, а также транспортным коммуникациям. Военно-воздушные силы Республики Узбекистан состоят из бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, штурмовой, разведывательной и транспортной авиации, а также многоцелевой вертолетной авиации.

ВОЙСКА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ

Войска противовоздушной обороны предназначены для защиты административно-политических, промышленно-экономических центров и регионов республики, группировок войск, важных военных и других объектов от воздушной атаки врага. Их основная задача – определение начала и оповещение воздушного нападения противника, уничтожение его воздушных целей и средств в воздухе. Для исполнения данных задач в войсках противовоздушной обороны в мирное время организовано боевое дежурство. В военное время войска противовоздушной обороны совместно со средствами ПВО сухопутных войск и Военно-воздушными силами составляют объединенную систему противовоздушной обороны страны.

СПЕЦИАЛЬНЫE ВОЙСКА

Успех войск в бою во многом зависит от войск военной связи. Они ответственны за обмен информации в войсках и системе управления оружием. Войска связи влияют на ход боя с использованием средств проводной связи, радиосвязи, секретной связи. Еще одним видом специальных войск является инженерно-саперные войска. В настоящее время они вносят вклад в обеспечение развития инфраструктуры Вооруженных Сил, в выполнении государственной стратегической экономической программы. В условиях войны на данные войска возложено строительство оборонительных укреплении и сооружении, создании различных коммуникационных сетей, а также проведение аварийно-спасательных работ.

 

Сообщить об ошибке Транслит